1 июня – ИА SM.News. Раввин Шмуэль любил весёлые выступления на улицах Липецка

– Как сейчас представлены еврейские общины в городе?

– На данный момент на территории Липецкой области функционируют два еврейских религиозных объединения: местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Липецкая еврейская община «Лехаим» (ФЕОР) и общественная организация «Местная еврейская национально-культурная автономия города Липецка» (ФЕНКА). В общем, наверное, не больше тысячи человек на весь город.

– Существует ли между общинами какая-то конкуренция?

– Да нет, мы почти не пересекаемся. Если что-то и существует, то это лишь здоровая конкуренция между двумя еврейскими общинами, не переходящая в какую-либо вражду. По факту, раввин есть только в общине «Лехаим», в ФЕНКА» («Местной национальной-культурной автономии Липецка». – Прим. ред.) его нет. Наличие раввина сильно поднимает статус общины, и все вновь приходящие люди, из числа советских евреев, не сильно разбирающихся в различиях в толковании Торы, стремятся попасть в «Лехаим».

– Раввин – это духовный настоятель общины?

Да. Последние несколько лет духовным лидером общины выступает гражданин США Стифел Шмуэл. Он отвечает за контакты с руководством ФЕОР, получает на общину средства из различных зарубежных фондов.

– А как члены общины относятся к тому, что раввин является американцем?

Впервые он к нам приехал в 2012 году, тогда многие были против. Спустя какое-то время притерлись более или менее, однако так или иначе возникают мысли: неужели нашей общине нужен лидер-хабадник из-за океана? Даже спустя восемь лет в Липецке рав Шмули не привык к жизни в России, хотя и выучил язык, при этом говорит с сильным акцентом и не всегда можно его понять.

– Вы упомянули, что Стифел является хабадником, поясните, что вы имели ввиду?

– Хабадники – это «ХабадЛюбавич», одно из еврейских течений. Оно бурно развивается в мире в последние годы благодаря инвестициям успешных членов общины. Центр движения располагается в Нью-Йорке, в доме последнего Любавического ребе, превозносимого движением. В начале 90-х в Израиле это движение не было популярным, сейчас же набирает обороты. Сам рав Шмули является шлихом – посланником Ребе, своеобразным подвижником, который взял семью и поехал в русскую глубинку продвигать учение Хабада. Понятное дело, многие местные евреи против этого, но так как выбора то особо не было продолжали ходить в нашу синагогу.

– То есть служение в Липецке для Стифела – это форма некоего миссионерства?

– Шлих Хабада – это посланник, солдат Торы, то есть тебе сказали захватить город – ты берешь семью и мчишься в самую глубинку. У рава Шмули (у Шмуэля Стифела. – Прим. ред.) брат Леви тоже раввин, только в Воронеже. Впрочем там в другой воронежской общине тоже есть раввин Агвидор (Агвидор Моше Носиков, раввин воронежской общины. – Прим. ред.), который не американец как Леви, поэтому большая часть евреев стремится к нему. Если в Воронеже рав Леви в меньшинстве, то в Липецке рав Шмули наоборот поднялся высоко, иногда даже администрацию области посещает.

– Вы снова упоминаете, что Шмуэль Стифел является америкацем.

– Да, многие члены поэтому до сих пор против него. У Стифела возникли проблемы с миграционным статусом, поэтому он покинул Россию и едет на родину – в США.

– Это радует общину или огорчает?

– Знаете, для нас это горе в том, что мы потеряли раввина, но и радость в том, что придет новый, возможно, тот, кто найдет одобрение у большего количества членов общины. У нас в общине есть молодые люди, окончившие ешиву (теологическое учебное заведение. – Прим. ред.), которые после женитьбы и с позволения ФЕОР смогли бы стать раввинами. Там зачем нам, русским евреям заокеанский раввин, если у нас есть и свои?

От редакции. Время, пока Шмуэль Стифел возглавлял общину «Лехаим», не было спокойным для её членов. В Липецке еще помнят скандал пятилетней давности с нелегальной продажей алкоголя членами общины липецких евреев непосредственно в помещении «Лехаима». Суд тогда по странному стечению обстоятельств «не нашёл признаков торговли алкоголем» при том, что полицейскому вино продали, а при обыске в помещении общины было обнаружено и изъято 29 бутылок вина без сопроводительных документов. Тогда общине еле удалось вывернуться из щекотливой ситуации. Теперь приверженцы ФЕОР ждут, что их бесхозное существование прекратится за счёт назначения раввина с местными корнями и община заживёт полноценной жизнью.